Завод «Звезда»
Оборонная промышленность Судоремонт Международные отношения Экология Социальная забота
Главная страница
Контакты
Карта сайта

Межзаводская кооперация: сильны, когда вместе

Более 30 участников, среди которых - представители ведущих оборонных предприятий края, администрации ПК, Законодательного собрания, Инженерной школы ДВФУ, по инициативе Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России собрались на заседание круглого стола. Тема встречи - «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта и ДВЗ «Звезда» - вчера, сегодня, завтра. ВПК Приморского края - поиск путей взаимодействия и кооперации».
Участники круглого стола ознакомились с производственными мощностями и технологиями ДВЗ «Звезда». Обзорную экскурсию по БКП провёл генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Иванович ЦЕЛУЙКО. Площадки тяжёлого стапеля с размещённым на них оборудованием представил генеральный директор АО «ДЦСС» Юрий Анатольевич ФИЛЬЧЁНОК.
Открывая заседание, Юрий Петрович ДЕНИСЕНКО, управляющий директор ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», не скрывал, что увиденное произвело на всех впечатление:
- Объёмы строительных работ, внедрение современных технологий, новейшие производственные линии и оборудование - это проект федерального уровня, реализуемый на территории Приморского края. Задача нашей общественной организации (Приморского регионального отделения Союза Машиностроителей России - прим. редакции), в том числе - развивать эти технологии, оказывать всевозможную помощь, начиная от пропаганды машиностроения в регионе и заканчивая решением организационных вопросов, которое возможно осуществить нашими силами.
- На сегодняшний день перед промышленниками стоят очень серьёзные задачи, - продолжил Юрий Петрович. - В оборонно-промышленном комплексе в ближайшем будущем ожидается спад заказов по линии Министерства обороны. Мы должны быть готовы к этим изменениям в конъюнктуре заказов и сделать всё возможное для продолжения работы наших предприятий.
Юрий Анатольевич ФИЛЬЧЁНОК, генеральный директор АО «ДЦСС», представил доклад «Перспективы развития «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» и ДВЗ «Звезда». Возможности межзаводской кооперации».
- Многие моменты мы обсудили во время экскурсии. А цель нашей встречи - наметить возможные направления взаимодействия в составе судостроительного кластера, который создаётся на базе ТОР «Большой Камень».
Строительство Судостроительного комплекса «Звезда» - решение, определённое поручениями и указом Президента РФ, различными распоряжениями правительства, в том числе Дмитрия Анатольевича МЕДВЕДЕВА, Дмитрия Олеговича РОГОЗИНА и Юрия Петровича ТРУТНЕВА.
Существуют точные цифры потребности в новых морских судах. Спрос составляет более 600 новых морских судов, включая большое количество морских платформ, немалое - судов чрезвычайно сложных: атомных и линейных ледоколов, дизельэлектроходов для ФГУП «Росморпорт», большое количество добывающих и транспортных судов. Из этого количества было отобрано примерно 25 % номенклатуры по крупнотоннажному судостроению, которое легло в основу проекта нашей верфи. Сейчас мы двигаемся не только по линии строительства цехов завода, но и подписали первый судостроительный контракт, базируясь на потребности.
Проект строительства разбит на две очереди, два судостроительных завода. Вы посетили мощности первого завода, имеющего внутреннее название «Первая расширенная очередь» - это полноценный судостроительный завод, который будет построен к 2019 году и обеспечит переработку стали в объёме 90 тыс. тонн в год.
Особенностью нашего производства является строительство судов для российского потребления, для работы в ледовых условиях в российском секторе Арктики на Дальневосточных морях России. Основными заказчиками такого типа судов в мире являются Россия и некоторые канадские страны. В этой нише планируем занять 80-90 % от мирового тоннажа ледового класса, который сегодня востребован. Это очень амбициозные задачи. При этом крупнотоннажные суда океанского класса, имеющие высокий ледовый класс, будут строить только на ССК «Звезда». Исходя из расхождений по номенклатуре выпускаемой продукции, жёсткой конкуренции с другими судостроительными заводами удастся избежать.
На первой расширенной очереди планируем довести переработку стали до 10 тыс. тонн в год. Построенный комплекс будет обеспечивать сдачу 4-5 кораблей в год.
Что касается загрузки предприятия первой расширенной очереди. Первый цех с окрасочными камерами был сдан 1 сентября прошлого года. Уже подписаны судостроительные контракты на сумму 140 млрд. рублей, включая работу верфи и поставки контрагентов.
Вторая очередь завода, в южной части бухты Большого Камня, в основе будет иметь сухой док, к строительству которого планируем приступить в этом году. Это гидротехническое сооружение обеспечит строительство любых типов кораблей, востребованных на рынке и с точки зрения государственных интересов. Окончание работ по второму комплексу планируется к 2024 году. Параллельно будет развиваться строительство на первом комплексе.
По подробному графику сдачи производственных объектов, монтажа и сдачи в эксплуатацию кранового оборудования синхронизирован график строительства кораблей. Для проектирования этих судов создано предприятие, зарегистрированное в ТОР Большой Камень - «Звезда Морские Технологии», через которое будет осуществляться взаимодействие по поставкам оборудования и материалов на строительство судов.
Уже законтрактованы 4 судна, в перспективе предполагается серия из 20. Обеспечение работы разведочных буровых работ в российском секторе Арктики - вторая позиция, по которой заключено 15 контрактов на строительство крупнотоннажных танкеров типа «Афромакс».
В этом году планируется начать земляные работы под строительство сухого дока. А сейчас основные усилия по строительству второй очереди сконцентрированы в Дальневосточном проектном институте «Востокпроектверфь».
Наращивание численности производственных рабочих - проблема, с которой мы столкнулись ещё в прошлом году. К концу 2017 года нужно выйти на 1500 работающих на ССК «Звезда», к 2023 году, с запуском сухого дока и цехов его обеспечения - 7500 работающих в комплексе. А учитывая состав семей, в Большом Камне необходимо будет разместить 18500 человек. Учтено только судостроительное производство, производство оборудования для насыщения корпусов осталось за рамками прогноза. Задача - создать кластер для обеспечения строительства и насыщения оборудованием этих корпусов. Для этого создано 4 отдельных предприятия, которые являются резидентами ТОР. Осталась неохваченной судовая арматура, трубная заготовка, электромонтажные работы в целом по судну. Эти зоны не планируется включать в состав судостроительного завода, считаем, что они должны войти в состав кластера как отдельные участники, которые будут поставщиками оборудования для предприятия.
Докладчик акцентировал внимание на важном моменте - возможности создания предприятия на территории ТОР, которая своим статусом обеспечивает определённые льготы при производстве. Остаются нерешёнными проблемы поставки необходимых для технологического процесса материалов, производства судовых красок, обеспечения производства квалифицированными специалистами.
- Есть проблема переподготовки кадров, - в завершении своего доклада сказал Юрий Анатольевич. - Планировали построить учебный центр, но на данном этапе обойдёмся возможностями Большекаменского колледжа - ДВССК.
Есть проблема и с жильём. Программа строительства жилья предполагает ввод 5,5 тыс. квартир. На конкурсной основе будем застраивать 4-5 микрорайонов. Все решения на федеральном уровне приняты. Основной источник средств - Агентство ипотечного жилищного кредитования, все коммуникационные сети строятся за счёт Минвостокразвития России.
В рамках круглого стола были заслушаны доклады директора Инженерной школы ДВФУ Александра БЕККЕР и заведующего кафедрой технологий промышленного производства ДВФУ Константина ЗМЕУ. Ольга Михайловна БАРКОВА, директор Дальневосточного центра производительности, рассказала об организации и внедрении программы «Бережливое производство» на промышленных предприятиях Приморского края.
Итогом круглого стола стало принятие ряда важных решений, направленных на развитие и укрепление межзаводской кооперации среди предприятий оборонно-промышленного комплекса Приморского края.